Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Описание образовательной программы
Образовательная программа
дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (с задержкой психического развития) разработана рабочей группой педагогов ГБДОУ
детский сад № 35 Фрунзенского района СПб в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее
ФГОС ДО), федеральной адаптированной программой дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья.
Структура Программы в
соответствии с требованиями стандарта включает три основных раздела – целевой,
содержательный, организационный.
Целевой раздел
Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения
Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию
Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие; формы, способы, методы и средства
реализации программы, которые отражают аспекты образовательной среды:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер
взаимодействия с педагогическим работником, характер взаимодействия с другими
детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому;
содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое
содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся в различных видах деятельности, таких как:
Предметная деятельность,
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником и другими
детьми), познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними). А также
такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
конструирование из разного природного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на
детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными
движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей
работы является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной
образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях
дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности, обеспечивает
достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала, учитывает
особые образовательные потребности обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ,
удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает
планируемые результаты дошкольного образования обучающихся дошкольного возраста
с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей
направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка той или иной нозологической группы, особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды, федеральный
календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и
народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы организации.
В образовательной программе ДО
определены единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной
программы ДО. Обязательная часть соответствует Федеральной программе
и составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая
участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована
на региональный компонент.
Образовательная программа ДО
включает в себя учебно-методическую документацию, рекомендованную
Программой, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания
(далее – Программа воспитания), режим и распорядок дня дошкольных групп,
календарный план воспитательной работы (далее – План) и иные компоненты.
Формы,
способы, методы и средства реализации ОП педагог определяет самостоятельно в
соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными
особенностями детей спецификой их образовательных потребностей и интересов, а
также правом выбора способов реализации образовательной деятельности в
зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива ДОО
и других участников образовательных отношений.