Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга УТВЕРЖДЕНА Заведующим ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб _______________Симанковой И.В. Приказом от 28.08. 2024 г. №29-ПС ПРИНЯТА решением педагогического совета ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб протокол от 28.08.2024 г. № 1 Рабочая программа на 2024 -2025 учебный год к Образовательной программе, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет Инструктора по физической культуре Белашовой М.А. Санкт-Петербург 2024 год ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей. Цель Обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов Задачи: реализация содержания Программы; коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их физических, социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимых достаточных знаний, умений и навыков для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Физическое и оздоровительное направление воспитания. Цель: сформировать навыки здорового образа жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие и освоение ребенком с ОВЗ своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок (ценность - "здоровье"). Задачи по формированию здорового образа жизни: обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания обучающихся с ОВЗ (совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического развития ребенка; закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды; укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей, обучение двигательным навыкам и умениям; формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни; организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня; воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты в образовательной области «Физическое развитие» по возрастам. К четырем годам: -ребенок демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям( бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм; -ребенок проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, выполняет ритмические упражнения под музыку; -ребенок демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе; -ребенок владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание, соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье К пяти годам: -ребёнок проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с физкультурными пособиями, настойчивость для достижения результата, испытывает потребность в двигательной активности; -ребёнок демонстрирует координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость, ловкость, развитие крупной и мелкой моторики, активно и с интересом выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения и элементы спортивных упражнений, с желанием играет в подвижные игры, ориентируется в пространстве, переносит освоенные движения в самостоятельную деятельность; -ребёнок стремится узнать о правилах здорового образа жизни, готов элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания; -ребёнок стремится к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, их правильной организации К шести годам: -ребёнок демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха; -ребёнок проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявить творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений; -ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру; -ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в процессе ознакомления с видами спорта и достижениями российских спортсменов; -ребёнок владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и другие); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих На этапе завершения освоения программы (к концу дошкольного возраста): -у ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества; -ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движение и управлять ими; -ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни и личной гигиены; -ребёнок результативно выполняет физические упражнения (общеразвивающие, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности; -ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности; -ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности; -ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий физической культурой и ознакомлением с достижениями российского спорта; -ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его; -ребёнок владеет навыками личной гигиены, может заботливо относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, стремится оказать помощь и поддержку другим людям Принципы: 1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития; 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; 3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе – взрослые); 4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 6) сотрудничество ДОО с семьей; 7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; 8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; 9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); 10) учёт этнокультурной ситуации развития детей. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов. Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов детей с ОВЗ направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Цели педагогической диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о её проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребёнка и успешности освоения им Программы, формах организации и методах решается непосредственно ДО. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДО заданы как целевые ориентиры ДО и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на разных этапах дошкольного детства; целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Периодичность проведения педагогической диагностики определяется ДОО. Оптимальным является её проведение на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического развития детей с ОВЗ. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в образовательной области «Физическая культура». Педагог наблюдает за поведением ребёнка в двигательной деятельности, разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребёнком деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи. Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и его потребностей. Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую двигательную деятельность обучающихся, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной Программы, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. В диагностике учтены следующие положения: – цель педагогической диагностики, согласно Стандарту, заключается не столько в определении уровня сформированности знаний, полученных ребенком, сколько в определении уровня овладения каждым видом детской деятельности в соответствии с возрастом; – универсальность педагогической диагностики; – процедура проведения диагностики минимальна по времени и удобна в организации: - осуществление образовательной деятельности в соответствии с Программой и создание условий для детского развития; – оценка индивидуального развития, лежащая в основе педагогической диагностики, осуществляется на основе наблюдения за деятельностью детей; – диагностика представлена двумя уровнями: экспресс-диагностика и дополнительная диагностика по каждому виду деятельности и для каждой возрастной группы; – методологической основой разработки педагогической диагностики служит системный и деятельностный подходы; – построение педагогической диагностики осуществляется с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка; – учет основных психологических новообразований в каждом возрастном периоде для выявления объективной картины развития ребенка и своевременной коррекции его развития в случае необходимости. Мониторинговым индикатором будут являтся критерии области “Физическое развитие” “Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС” Л.Н. Лавровой, И.В. Чеботаревой. (Лаврова Л.Н., Чеботарева И.В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО. - «ТЦ Сфера», 2017.) Сроки проведения мониторинга два раза в год (сентябрь, май) по необходимости – промежуточный (январь) по группе риска (Индивидуальная образовательная траектория) длительность проведения - 2 недели Содержательный раздел Задачи образовательной области "Физическое развитие" для обучающихся с ТНР от 4 до 5 лет. - обогащать двигательный опыт детей (основные движения, упражнения на развитие мелкой моторики) -формировать психофизические качества ( быстрота, выносливость, ловкость). развивать координацию, ориентировку в пространстве; закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; укреплять здоровье детей с помощью водно-закаливающей дорожки; воспитывать волевые качества, самостоятельность, стремление соблюдать правила в подвижных играх в воде; обучать погружаться в воду с головой, обучать попеременным движениям ног в воде(держась за бортик, доску); обучать доставать игрушки со дна бассейна От 5 лет до 6 лет. Обогащать двигательный опыт, осваивать элементы спортивных игр на воде; развивать психофизические качества, координацию, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, воспитывать самоконтроль и самостоятельность, соблюдать правила в подвижных играх в воде, взаимодействовать в команде; укреплять здоровье детей с помощью водно-закаливающей дорожки; обучать движениям ногами вверх-вниз, сидя на бортике и лежа на воде, держась за опору; ходить по дну бассейна вперед и назад приседая в воду до подбородка, до глаз, опуская лицо в воду; обучать приседать под водой доставая предметы; обучать ходить за предметами ( по прямой в спокойном темпе и на скорость); скользить на груди, плавать произвольным способом. От 6 лет до 7 лет. Обогащать двигательный опыт детей с помощью основной гимнастики в зале для сухого плавания, развивать умения технично, точно, осознанно выполнять физические упражнения; развивать психофизические качества: мелкую моторику, ориентировку в пространстве, самоконтроль, самостоятельность; поощрять соблюдение правил в подвижных играх на воде; укреплять здоровье детей с помощью водно-закаливающей дорожки; обучать погружаться в воду с головой с открытыми глазами; скользить на груди и спине двигая ногами вверх-вниз; проплывать в воротца с надувной игрушкой или кругом в руках и без; плавать произвольным стилем (от 10-15 м.); формировать у ребенка основы гигиенических навыков, представление о здоровом образе жизни. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы. При реализации Рабочей программы могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также работа с электронными средствами обучения при реализации Образовательной Программы должны осуществляться в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Для достижения задач воспитания в ходе реализации РП педагог может использовать следующие методы: организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); осознания детьми опыта деятельности мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы). При организации обучения целесообразно дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей: 1) при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия ребёнка с объектом изучения 2) репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога) 3) метод проблемного изложения представляет собой постановку проблемы и раскрытие пути её решения 4) при применении эвристического метода (частично-поискового) проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях); 5) исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций. Для решения задач воспитания и обучения широко применяется метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей, навыков сотрудничества и другое. Выполняя совместные проекты, дети получают представления о своих возможностях, умениях, потребностях. Осуществляя выбор методов воспитания и обучения, педагог учитывает возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, прогнозирует возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов. При реализации РП по Физическому развитию детей с ТНР инструктор может использовать различные средства, представленные совокупностью материальных и идеальных объектов: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные. Особенности детей с ТНР Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Психологические особенности детей с ТНР Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений. Особенности развития восприятия: Слухового-нарушения фонематического слуха, низкая активность припоминания. Зрительного-бедность и недеференцированность зрительных представлений. Нарушение операции синтеза при складывании картинки из частей. Пространственного-нарушения ориентировки в пространстве, трудности в дифференциации понятий «слева», «справа», «между», «над», «под». Характерна крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов. Особенности развития памяти: Отмечается снижение продуктивности запоминания -Характерно долгое запоминание и быстрое забывание -Объём зрительной памяти практически не отличается от нормы -Объем слуховой памяти значительно снижен -Относительно сохранны возможности смыслового, логического запоминания Особенности внимания детей с ТНР: -неустойчивость -трудности переключения и распределения -трудности в планировании и контроле своих действий -трудности сосредоточения на вербальном материале Особенности развития мышления: -с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением -вербальные задания логической направленности вызывают стойкие трудности -характерен недостаточный объём сведений об окружающем мире, свойствах предметов. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно действенное и наглядно - образное мышление. Особенности эмоционально –волевой сферы: Эмоциональная незрелость -Трудности произвольного поведения -Зависимость от окружающих, склонность с спонтанному поведению -Нарушение коммуникативной функции, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм -Заниженная самооценка -Повышенная обидчивость, ранимость -Тревожность -Агрессивное поведение разной степени выраженности ТНР отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально - волевой сферы. У детей с ринолалией нарушение речи способствует развитию таких качеств личности, как застенчивость, нерешительность, замкнутость, негативизм, уход от общения, чувство неполноценности. У детей с дизартрией эмоционально - волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. Одни склонны к раздражительности, двигательно беспокойны, часто проявляют грубость, непослушание, другие заторможены, пугливы, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. Большинство детей характеризуются малой инициативностью, зависимостью от окружающих, у некоторых недостаточно развито чувство дистанции. Характерологические и патохарактерологические реакции носят характер протеста, отказа. Неуверенные в себе, обидчивые они часто плохо уживаются в кругу нормально говорящих сверстников, замыкаются в себе. Дети с моторной алалией весьма разнородны по особенностям эмоционально - волевой сферы. Чаще всего для них типичны повышенная тормозимость, снижение активности, неуверенность в себе, речевой негативизм. Менее малочисленной является группа детей, которым свойственна повышенная возбудимость. У них отмечаются гиперактивность (не всегда продуктивная), суетливость, лабильность настроения, отсутствие переживания своего языкового расстройства. Формы оздоровительной работы с детьми Программы «К здоровой семье через детский сад». Реализацию осуществляю инструктор по физической культуре, воспитатели, а также родители, имеющих детей дошкольного возраста: Закаливание «Воздушные ванны» Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения - автор Руденко А.С Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы Гимнастика Воробьева (аналог адаптационной гимнастики для детей младше 3 лет) Глазной гимнастический комплекс Организуя двигательную деятельность, инструктор учитывает опыт ребёнка, его субъектные проявления (самостоятельность, творчество при выборе содержания деятельности и способов его реализации, стремление к сотрудничеству с детьми, инициативность и желание заниматься двигательной деятельностью). Эту информацию педагог может получить в процессе наблюдения за деятельностью детей в ходе проведения педагогической диагностики. На основе полученных результатов организуются разные виды двигательной деятельности, соответствующие возрасту детей. Все виды деятельности взаимосвязаны между собой, часть из них органично включается в другие виды деятельности (например, коммуникативная, познавательно-исследовательская). Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения в ДО. Двигательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает использование особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребёнка. Основная задача педагога в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни ДОО, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Для реализации этой задачи в образовательную деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, включаются: оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое). Согласно требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в режиме дня предусмотрено время для проведения занятий по физической культуре и занятий в бассейне. При организации занятий инструктор использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.368521. Во время прогулки двигательная деятельность осуществляется в форме подвижных игр и спортивных упражнений, спортивных праздников (при необходимости) , направленных на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей Двигательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может включать: проведение спортивных развлечений, праздников, досугов; игры малой и средней подвижности как индивидуальные так и небольшими подгруппами Способы и направления поддержки детской инициативы. Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную двигательную деятельность деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Любая деятельность ребёнка в ДОО может протекать в форме самостоятельной инициативной деятельности, в том числе и самостоятельной двигательной деятельности, подвижных играх, выполнения ритмических и танцевальных движений. Для поддержки детской инициативы используется ряд способов и приемов. 1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения двигательной задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её минимизации. 2) У ребёнка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи, поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения, а также обязательно акцентирует внимание детей на качестве результата, их достижениях, одобряет и хвалит за результат, вызывает у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий. 3) Особое внимание педагог уделяет общению с ребёнком в период проявления кризиса семи лет: характерные для ребёнка изменения в поведении и деятельности становятся поводом для смены стиля общения с ребёнком. Важно уделять внимание ребёнку, уважать его интересы, стремления, инициативы в познании, активно поддерживать стремление к самостоятельности. Дети седьмого года жизни очень чувствительны к мнению взрослых. Необходимо поддерживать у них ощущение своего взросления, вселять уверенность в своих силах. 4) Педагог может акцентировать внимание на освоении ребёнком универсальных умений организации своей деятельности и формировании у него основ целеполагания: поставить цель (или принять её от педагога), обдумать способы её достижения, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Инструктор по физической культуре ДОО 35 пользуется электронными средствами обучения при реализации Образовательной Программы в соответствии с требованиями СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21. Возраст детей Виды деятельности Время взаимодействия с цифровым контентом Цифровой ресурс До 3-х все виды лет деятельности, согласно возрасту 1 раз в день не только аудийные более 10 минут цифровые ресурсы 5 физкультминутки 1 раз в день не аудийные более 2 минут в цифровые ресурсы день в условиях смешанной реальности; звуковая модуляция голоса 3 лет 5 лет занятия/совместная деятельность воспитателя с детьми 2 раза в неделю суммарно не более 15 минут в день аудийные цифровые ресурсы в условиях смешанной реальности; звуковая модуляция голоса физкультминутки 1 раз в неделю не аудиовизуальное более 2 минут сопровождение физкультминутки 1 раз в день не аудиальные более 2 минут в цифровые ресурсы день в условиях смешанной реальности; звуковая модуляция голоса 7 занятия/совместная деятельность воспитателя с детьми 2 раза в день 4 аудиовизуальный раза в неделю- цифровой контент; суммарно не более 20 минут в день Образовательная деятельность в режимных процессах Примечание по организации деятельности Формы оздоровительной работы с детьми Программы «К здоровой семье через детский сад». Формы Закаливание «Воздушные ванны» Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения - автор Руденко А.С Гимнастический миникомплекс для нормализации работы пищеварительной системы Гимнастика Воробьева (аналог адаптационной гимнастики для детей младше 3 лет) Глазной гимнастический комплекс Время в режимном моменте в режимных моментах перед приемом пищи Ответственный воспитатель, ИФК воспитатель воспитатель воспитатель, ИФК воспитатель после дневного сна 1 раз в неделю во время утренней гимнастики (понедельник) 2 раза в день Особенности взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями обучающихся. Главными целями взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста являются: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи. Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей). Деятельность ИФК по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: 1) диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач; 2) просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей физического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; 3) консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей с ТНР в образовательной области «Физическое развитие» Совместная образовательная деятельность ИФК и родителей (законных представителей) обучающихся предполагает сотрудничество в реализации некоторых образовательных задач, вопросах организации РППС и физкультурных мероприятий; поддержку образовательных инициатив родителей (законных представителей) дошкольного возрастов; разработку и реализацию образовательных проектов ДО совместно с семьей. Особое внимание в просветительской деятельности ДО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка. Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности: 1) информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое), наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка; 2) своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям; 3) информирование родителей (законных представителей) об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДО и семьи в решении данных задач; 4) знакомство родителей (законных представителей) с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДО; 5) информирование родителей (законных представителей) о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое). Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов (медиков, нейропсихологов, физиологов, IT-специалистов и других). Направления деятельности ИФК реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями): 1) диагностико-аналитическое направление педагогические беседы с родителями (законными представителями); открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее; 2) просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги, консультации; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные мероприятия, Формы взаимодействия ИФК с родителями (законными представителями) обучающихся Целевая аудитория Все группы родители (законные Форма работы Общее и групповые родительск Содержание Опрос, просвещение, Отв. исполнитель Заведующий ГБДОУ Срок Сентяб рь Все группы Все группы Все группы Старшие и подготовительн ые группы представите ли) ие собрания консультирова ние родители (законные представите ли) Консультац ия «Правила посещения бассейна ДОУ» родители (законные представите ли) Семинарпрактикум родители (законные представите ли) и дети родители (законные представите ли) и дети Зам. зав. по УВР Старший воспитатель Специалисты ДОО Воспитатели ИФК Сентяб рь в Формы ИФК оздоровительн ой работы с детьми Программы «К здоровой семье через детский сад» Гимнастика Воробьева (аналог адаптационн ой гимнастики) «Плавание – ИФК это способ Консультац укрепления ия здоровья и полезный для жизни навык» ИФК Спортивны «Россия –дом й досуг большой» Старшие и подготовительн ые группы родители (законные представите ли) и дети Консультац ия «Плаваниеэффективное средство формирования правильной осанки у детей» Старшие и подготовительн ые группы родители (законные представите ли) и дети Спортивны й досуг «День защитника отечества» Сентяб рь Октябр ь Ноябрь ИФК Декабр ь ИФК Феврал ь родители ИФК 2-3 (законные Открытые недели представите занятия апреля ли) и дети Подготовитель родители Открытые ИФК 4 ные группы (законные занятия неделя представите апреля ли) и дети родители Групповые Администра Май (законные родительск «Итоги ция Все группы представите ие года». Опрос. Воспитатели ли) собрания Просветительское и консультационное направления реализуются через социальные группы в сети Интернет группа «ВКонтакте», сайт ДОО. Для каждого возраста разрабатывается цикл видеоконсультаций по определенной тематике в соответствие с запросом родителей. Средние, старшие группы План взаимодействия ИФК с родителями (законными представителями) воспитанников в рамках «Семейного клуба» рубрика “Семья. Дети. ИКТ." 1.5-3 года Сентябрь Апрель 3 - 6 лет 6-7 лет Серия видео для родителей детей адаптационных групп Экскурсия в бассейн Физкультура и я “Безопасность жизнедеятельности детей” Коррекционно-развивающая работа Календарный план воспитательной работы. Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Дата 2 сентября: День знаний; Здравствуй, детский сад! Праздник «Детский сад встречает ребят!» 14-31 октября. Чистый город 4 ноября. День народного единства Досуг: Россия - дом большой 24 ноября. День матери в России “Семейный фестиваль - Минута славы” - концерт (22 ноября) - творческие номера от семей воспитанников 9 декабря. День героев Отечества Спортивно-игровой досуг: “О героях былых времён” 24-30 декабря Новый год шагает по планете Праздник “Новый год” 18 января Зимние гуляния Досуг 27 января. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (региональный компонент). Тематическая неделя. Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август 23 февраля. День защитника Отечества Спортивный досуг с родителями «Державы верные сыны» 28 февраля Досуг “Масленица” 1 марта. Всемирный день гражданской обороны. 8 марта. Международный женский день Утренник «Праздник мам» 31 марта. День рождения К. И. Чуковского Викторина «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» 12 апреля. Всемирный день авиации и космонавтики Спортивный досуг «Космонавты» (младшая, средние) Спортивный досуг “Космические путешествия” (старшие, подготовительные) 26 апреля. Ежегодный Всероссийский “День эколят”. 07 - 25 апреля. Чистый город 9 мая. День победы. Международная акция «Георгиевская ленточка» Концерт, посвященный Дню победы (дети - детям) 16 мая. Спортивный досуг “Путешествия капельки” (1.5 - 4 года) 27 мая. Региональный компонент. День города. Музыкально-спортивный досуг “Виват, Санкт-Петербург!” 1 июня. День защиты детей Музыкально-спортивный праздник «Дружат дети всей земли!» 6 июня. День русского языка Досуг “Поэтическая гостиная” 12 июня. День России Всероссийская акция «Мы — граждане России!» Спортивно-игровой досуг «Мы — Будущее России». 20 июня. Спортивный досуг “День туриста”. - Старшие, подготовительные 22 июня. День памяти и скорби 27 июня. Спортивный досуг. Правила дорожного движения 08 июля. День семьи, любви и верности 22 августа. День государственного флага Российской Федерации Список литературы бассейн. Книга одного и более авторов : 1.Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду. – СПБ.: «ДетствоПресс»,2010. – 80 с. 2. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика: Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА – Век. 2010.- 128с. 3. Рыбак М. В. Раз, два, три, плыви…: метод. пособие для дошк. образоват. Учреждений / (Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н.), - М.: Обруч, 2012.- 208с. 4. Чеменева А.А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие/ Под ред. А. А. Чеменевой. – 2-е изд., перераб. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 288с. 5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224с.