Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга УТВЕРЖДЕН заведующим ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб _______________Симанковой И.В. Приказом от 28.08.2024 г. № -ПС ПРИНЯТ решением педагогического совета ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб протокол от 28.08.2024 г. № 1 Учебный план на 2024/2025 учебный год к Образовательной программе дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) Санкт-Петербург 2024 1. Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году в ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб в 2024 – 2025 учебном году. Учебный план построен в соответствии: ● Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». ● Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением, внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января .2019 г. № 31 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г., регистрационный № 53776), а также нормативными документами: ● Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; ● Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; ● Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, срок действия до 01.01.2027); ● Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, срок действия до 01.03.2027); ● Санитарными правилами и нормами СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4); ● Уставом ГБДОУ. 2. Реализуемая программа Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи), разработана на основе федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 (Зарегистрирован 27.01.2023 № 72149). Продолжительность учебной недели – 5 дней (понедельник – пятница). Продолжительность учебного года с 02 сентября 2024 г. по 30 июня 2025 г. Количество групп компенсирующей направленности от 4 до 7 (8) лет - 4 1 Название группы Возраст Средняя компенсирующая группа Буратино 4-5 лет Старшая № 2 компенсирующая группа Знайки 5-6 лет Подготовительная №2 компенсирующая группа Жар-Птица 6-7 лет Подготовительная №3 компенсирующая группа Теремок 6-7 лет 3. Содержание учебного плана Содержание воспитательно-образовательного процесса обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Образовательном учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в области формирования основ гражданственности и патриотизма. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 2 Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на оказание психолого-педагогической поддержки обучающихся в процессе освоения Программы. 4. Формы реализации образовательной программы (ОП) в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей: ● ● ● ● ● ● ● ● в дошкольном возрасте (4 года ‒ 8 лет): игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная и другие); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое); речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка; двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие); элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах). 4. Образовательная деятельность (ОД) 3 включает: ● образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; ● образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; ● самостоятельную деятельность детей; ● взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО. Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность (СД) педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. Варианты совместной деятельности: 1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому; 2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог ‒ равноправные партнеры; 3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей; 4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей; 5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое). Все виды деятельности взаимосвязаны друг с другом, часть из них органично включается в другие виды деятельности. Это обеспечивает возможность их интеграции в процессе образовательной деятельности. Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени: ● игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); ● беседы с детьми по их интересам, развивающее общение педагога с детьми (в том числе в форме утреннего и вечернего круга), рассматривание картин, иллюстраций; ● практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и другие); ● наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых; ● трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое); ● индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей; ● продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование, конструирование, лепка и другое); ● оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и другое). Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня: 4 ● элементарная трудовая деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей); ● проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников (кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое); ● игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами (сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие); ● опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое; ● чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее; ● слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации; организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого; индивидуальная работа по всем видам деятельности и образовательным областям Занятие является формой организации обучения. В режиме дня выделено специально отведенное время по расписанию занятий. 5. Требования и показатели организации образовательного процесса и режима дня Показатель Возраст Норматив Требования к организации образовательного процесса Начало занятий не ранее все возрасты 8.00 Окончание занятий, не позднее все возрасты 17.00 дошкольного от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет 20 минут 25 минут 30 минут Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки для детей дошкольного возраста, не более от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет 40 минут 50 минут или 75 минут при организации 1 занятия после дневного сна 90 минут Продолжительность возраста, не более занятия для детей от 6 до 7 лет 5 Продолжительность перерывов между занятиями, не менее все возрасты 10 минут Перерыв во время занятий для гимнастики, не менее все возрасты 2-х минут Показатели организации режима дня Продолжительность ночного сна не менее 4–7 лет 11 часов Продолжительность дневного сна, не менее 4-7 лет 2,5 часа Продолжительность прогулок, не менее для детей до 7 лет 3 часа в день Суммарный объем двигательной активности, не менее все возрасты 1 час в день Утренний подъем, не ранее все возрасты 7 ч 00 минут до 7 лет 10 минут Утренняя зарядка, продолжительность, не менее Примерный объём времени, необходимый для организации деятельности детей и взрослых по реализации и освоению Программы в течение дня без учета времени на дневной сон (12-часовой режим пребывания ребёнка в Образовательном учреждении) Образовательная деятельность - занятия проводятся с 02 сентября по 30 мая Образовательная деятельность - совместная и самостоятельная деятельность проводятся с 02 сентября по 29 августа. Летний оздоровительный период – 02 июня 2025 г. по 29 августа 2025 года. Во время летнего оздоровительного периода совместная деятельность проводится преимущественно игрового и развлекательно-досугового характера. Объём времени для организации совместной деятельности Возрастная группа В процессе занятий (часы, минуты) Объём времени организации В процессе индивид. самостоятельной работы, режимных деятельности моментов детей для Общее количество времени, отведенного на реализацию учебного плана в день 6 средняя группа (4-5 лет) старшая группа (5-6 лет) 40 минут в день в I половину дня 5 часов 20 минут 3 часа 30 минут 9 часов 30 минут 5 часов 10 минут/ 4 часа 45 минут 3 часа 30 минут 3 часа 30 минут 9 часов 30 минут (200 минут – 3 часа 20 минут в неделю) 50 минут в день в I половину дня, 25 минут во II половину дня 1 раз в неделю (275 минут в неделю – 4 часа 58 минут) подготовительная группа (6-7 лет) 4 часа 10 минут/ 4 часа 20 минут 9 часов 30 минут 3 часа 50 минут 4 часа 10 минут Проведение педагогической диагностики (мониторинг) Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации. Сроки проведения мониторинга достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Образовательной программы дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) за учебный год: Первичный мониторинг – I-II неделя сентября, промежуточный – в январе, итоговый – II-III неделя мая. Учебный план на 2024/2025 учебный год Образовательная область Познавате льное развитие 60/90 минут в день в первую половину дня (390 минут в неделю – 6 часов 30 мин) Основной Направление/за вид нятие деятельнос ти Учебная нагрузка: количество и длительность занятий Средняя группа в нед математичес Математика кие представлен ия 1/20 мин представлен Окружающий мир ия об окружающе м мире 1/20 мин в мес Старшая группа в год в нед в мес 4/5 37 1/25 мин 4/5 37 1/25 мин 4/5 4/5 Подготовительная группа в год в нед в мес в год 37 2/30 мин 8/10 74 37 1/30 мин 4/5 37 7 Речевое развитие коммуникати развитие проводит вная учительлогопед речи 1/20 мин грамота (проводит учительлогопед) Художес твенноэстетиче ское развитие изобразитель рисование ная 1/30 мин 4/5 37 37 1/30 мин 4/5 3 1/25 мин 4/5 - 1/25 мин 4/5 4/5 37 1/25 мин 4/5 37 2/30 мин 8/10 74 - 1/20 мин 37 37 - лепка 0,5/20 мин 2/3 18,5 0,5/ 25 мин 2/3 19 0,5/ 30 мин 2/3 18,5 аппликация 0,5/20 мин 2/3 18.5 0,5/ 25 мин 2/3 19 0,5/ 30 мин 2/3 18,5 музыкальная музыка Физиче ское развити е 4/5 2/20 мин двигательная физическая культура/физку льтура 2/20 мин физическая культура/физку льтура: бассейн с 4 до 7 лет 1/20 мин Итого 10/ 20= 200 мин 3 ч 20 мин 8/10 2/25 мин 76 8/10 8/10 76 2/25 мин 8/10 38 1/25 мин 4/5 4/5 40/51 370 11/25= 275 мин 4 ч 58 мин 44/55 2/30 мин 76 407 8/10 76 76 2/30 мин 8/10 76 38 1/30 мин 4/5 38 13/ 30 = 390 мин 6 ч 30 мин 52/ 66 481 Сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах Образовательная Основной вид Форма деятельности Количество в неделю 8 область деятельности Физическое развитие двигательная Средняя группа Подвижные игры Старшая группа Подготовительная группа ежедневно Физкультурный досуг 1 раз в неделю Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика ежедневно Формы оздоровительной работы с детьми Программы «К ежедневно здоровой семье через детский сад». Вариативная часть программы ● Закаливание «Воздушные ванны» ● Психофизический комплекс для оптимизации работы системы пищеварения - автор Руденко А.С ● Гимнастический мини-комплекс для нормализации работы пищеварительной системы ● Гимнастика Воробьева (аналог адаптационной гимнастики для детей младше 3 лет) Социальнокоммуникативн ое развитие игровая Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, драматизация, строит/конструктивная и др. с учетом возраста детей) Старший дошкольный возраст: 3 раза в неделю ежедневно Совместные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная, строит/конструктивная и др. с учетом 2 раза в неделю возраста детей) игровая, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения Вариативная часть программы по развитию эмоционального мира дошкольника реализуется 1 раз в неделю с 01 октября по 31 марта с педагогом-психологом для детей от 4 до 6 лет. Индивидуально - по результатам ППК. Содержание образовательной деятельности отражается в плане педагога-психолога. В группах - ежедневно в СД и в индивидуальной работе с 01 сентября по 31 августа. самообслуживание Самообслуживание, гигиенические процедуры и элементарный Трудовые поручения (индивидуальные и коллективные) бытовой труд ежедневно ежедневно 9 Дежурства по столовой ежедневно Дежурства по подготовке к занятиям, уголку природы по занятиям ежедневно со II пол.года Трудовые поручения (общий и совместный труд) Познавательн ое развитие познавательноСенсорные эталоны и познавательные действия. исследовательская Сенсорные эталоны и познавательные действия. “Работа с вещью” Вариативная часть программы. коммуникативная 1 раз в неделю Старший дошкольный возраст: “работа вещью” - 1 раз в неделю с 02 сентября по 30 мая 1 раз в неделю Наблюдения в природе на прогулке ежедневно с от 5 до 7 лет -1 раз в неделю в течение учебного года с 02 сентября по 30 мая Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления социально-эмоционального опыта. Ситуативные беседы ежедневно Беседы и разговоры с детьми по их интересам ежедневно Совместная деятельность с учителем - логопедом 2 раз в неделю проводится подгрупповая работа 2-3 раза в неделю - индивидуальная работа Совместная деятельность - Коррекционный час ежедневно - дыхательная гимнастика (утро) индивидуальная работа - в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда «Образ и мысль» Вариативная часть программы Художественно художественная, - эстетическое эстетическая развитие 1 раз в неделю Опыты, эксперименты, наблюдения, в т.ч. экологической направленности “Образовательное путешествие” Вариативная часть программы. Речевое развитие ежедневно от 5 до 7 лет -1 раз в неделю в течение учебного года с 02 сентября по 30 мая. Конструирование В форме СД - ежедневно (отражается в плане воспитательно-образовательной работы) в течение всего учебного года с 02 сентября по 29 августа. Театрализованная В форме СД педагога с детьми 1 раз в неделю. В самостоятельной деятельности - ежедневно в течение всего учебного года с 02 сентября по 29 10 августа. Приобщение к искусству, изобразительная деятельность В форме СД и индивидуальной работы- ежедневно (отражается в плане воспитательно-образовательной работы) в течение всего учебного года с 02 сентября по 29 августа. 6. Праздничные и досуговые мероприятия на учебный год Активный отдых организуется в соответствии с возрастом. В праздничные дни занятия не проводятся. Месяц Дата Сентябрь 2 сентября: День знаний; Здравствуй, детский сад! Праздник «Детский сад встречает ребят!» Октябрь 14-31 октября. Чистый город Ноябрь 4 ноября. День народного единства Досуг: Россия - дом большой 24 ноября. День матери в России “Семейный фестиваль - Минута славы” - концерт (22 ноября) - творческие номера от семей воспитанников Декабрь 9 декабря. День героев Отечества Спортивно-игровой досуг: “О героях былых времён” 24-30 декабря Новый год шагает по планете Праздник “Новый год” 11 Январь 18 января Зимние гуляния Досуг 19 января День рождения детского сада Творческий коллаж в группах “С днем рождения, детский сад!” 27 января. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (региональный компонент). Тематическая неделя. Февраль Март 23 февраля. День защитника Отечества Спортивный досуг с родителями «Державы верные сыны» 28 февраля Досуг “Масленица” 1 марта. Всемирный день гражданской обороны. 8 марта. Международный женский день Утренник «Праздник мам» 31 марта. День рождения К. И. Чуковского Викторина «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Апрель 12 апреля. Всемирный день авиации и космонавтики Спортивный досуг «Космонавты» (младшая, средние) Спортивный досуг “Космические путешествия” (старшие, подготовительные) 26 апреля. Ежегодный Всероссийский “День эколят”. 07 - 25 апреля. Чистый город Май 9 мая. День победы. Международная акция «Георгиевская ленточка» Концерт, посвященный Дню победы (дети - детям) 12 16 мая. Спортивный досуг “Путешествия капельки” (1.5 - 4 года) 27 мая. Региональный компонент. День города. Музыкально-спортивный досуг “Виват, Санкт-Петербург!” Июнь 1 июня. День защиты детей Музыкально-спортивный праздник «Дружат дети всей земли!» 6 июня. День русского языка Досуг “Поэтическая гостиная” 12 июня. День России Всероссийская акция «Мы — граждане России!» Спортивно-игровой досуг «Мы — Будущее России». 20 июня. Спортивный досуг “День туриста”. - Старшие, подготовительные 22 июня. День памяти и скорби 27 июня. Спортивный досуг. Правила дорожного движения Июль 08 июля. День семьи, любви и верности 13 Август 22 августа. День государственного флага Российской Федерации 14